Дмитрий Козлов: «Фильм - это поток образов, которые потом начинают вдруг проясняться...»
Продолжается серия лекций в Кинолектории. Дмитрий Козлов — старший преподаватель кафедры социальной психологии ведёт авторский цикл встреч, посвящённый психологии кино. Как прошла предыдущая встреча?

3 марта мы попытались понять, как говорят о музыкальных героях и их шедеврах в кино. В центре внимания оказался Алессандро Барикко, известный сценарист и продюсер. Он начинал свою карьеру как литературный и кинокритик. А как только захотел донести что-то миру, то столкнулся с большой проблемой:

«Режиссёры начали активно снимать его. Сначала сняли «1900 монолог». В этот же момент Торнаторе экранизирует «Легенду о пианисте», где от легкой искрящейся прозы Барикко мало что осталось. Критика добил фильм «Шёлк» с Кирой Найтли, это два часа мелодраматической тягомотины, совсем не то, что написал Барикко».

В подтверждение нерадивых экранизаций и изощрённого изображения фигуры гения в кино, Дмитрий приводил в пример фильм «Амадей» Мишеля Формана. Профессор не отрицает специфичности Вольфганга Амадея Моцарта, но не принимает тот образ, который нарисовал Форман. О том, что Моцарт был в здравом уме, по мнению Д. Козлова, свидетельствует пара его «безупречный сюртуков», которые обнаружили в доме композитора уже после его смерти.

Говоря о работах Барикко, лектор обратил внимание на самую значимую из них. «Лекция 21», где критик выступил и режиссёром, и сценаристом, и отчасти продюссером. Фильм повествует о 9 сонете Бетховена. Перед просмотром поговорили об уже созданном образе Бетховена и понятном негодовании Барикко. Дмитрий оперировал фильмом Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена»:

«Она режиссер из постсоветского пространства, поэтому её кадры идут в разрез с образом Бетховена. Если уж мы рисуем такого дикого романтического бунтаря, который в силу своего мира идет против обычного героя, то нужно делать это максимально реалистично!»

Профессор ещё расскажет и о «Народ против Ларри Флинта», и о «Полное затмение», и о «Мнение сторон»,и о «Бессмертная возлюбленная», и о главным образомтом, как искажен через призму авторского сознания в них образ гения. Но Дмитрий не винит их создателей:

«Музыка вообще не текстовая штука! Нужно понять вообще — что это? зачем? и как это все происходит?»

По мнению лектора, Барикко смог показать музыку и красоту в своих произведениях только самостоятельно став «у руля». Он констатирует талант сценариста и объясняет свой выбор фильма(Лекция 21) для показа:

«Ему не важно, какими средствами рассказывать историю. Он кардинально не удовлетворен тем, как его фильмы ставятся. Я обычно не доверяю современному кино, смотрю что-то проверенное годами. Этосовременный мастер, которого я хочу показать».

После фильма зрители вышли в благоговейном молчании. То, кто и как прочувствовал музыку икрасоту, осталось загадкой. Сегодня речь пойдёт об исторической памяти в новом начале... Не хотите присоединиться?

Текст: Александра Загайнова
Фото: Елизавета Иванисова

Made on
Tilda