Самарский национально-исследовательский университет им. С.П. Королева
МЕДИАКРИТИКА'17
Студенты-журналисты 4 курса Самарского университета о том, что такое медиакритика в интернете и как она работает
Талгат Мусагалиев
Редактор проекта
Незаметно для себя мы почти вернулись к XVIII веку.
Тогда была эпоха персонального журнализма, когда один человек и редактор, и издатель, и сам себе репортер. СМИ= один человек. Нечто подобное мы наблюдаем в сети: персона становится и лицом медиа, и производителем информации. Конечно, командный подход тоже никуда не делся. В этом-то и прелесть современных технологий – они дают возможность реализоваться как одиночкам, так и группам.
И все-таки, иногда новое – это действительно хорошо забытое старое. Как тогда журналисты пытались примерить на себя сразу несколько ролей, так и сейчас блогеры стремятся охватить как можно больше сфер. Кто-то вспоминает о социальном долге – и вот он почти общественный деятель. Кто-то использует блогинг в политических целях.
А кто-то, простите, «лезет к нам, в рэп».
Мы попытались оценить разные явления Рунета. Что это – журналистика, версия развлекательного телевидения или нечто совсем иное – оставляем на суд других. Об этом мало кто и задумывается, когда листает проект о судьбах бездомных или смотрит на Youtube обзор футбольных матчей. Но мы попробовали.

Небольшой дисклеймер: авторы высказывают лишь свое мнение. Желаем вам обрести собственное.
Успех блогера – это количество подписок, качество фотографий, душа, вкладываемая в фотографии, и общая атмосферая работ.

Анастасия Волкова вступила на путь блогера будучи фотографом, а это всегда сулит успех в Instagram, даже если вместо подписей автор будет публиковать одни смайлы. На момент появления в социальной сети, она уже несколько лет была достаточно известна в Москве, её работы публиковали в изданиях, а на съемку нельзя было записаться раньше, чем за полгода, поэтому собрать первую аудиторию было просто.

Анастасия Бурмистрова
Блогер, журналист
Ламповый блог
У Анастасии вполне получается балансировать между визуальным и вербальным содержанием – картинки мечты (с тёплой обработкой и «ламповой» атмосферой, каждую из которых сохраняют по несколько тысяч человек и публикуют в тематических группах), она сочетает с живыми и яркими историями, произошедшими во время съёмок или путешествий. Их приправляет щепоткой юмора – она не боится быть смешной или нелепой для аудитории, наоборот, лишь подчёркивает, что такая же, как и мы, не идельная. Анастасия признаётся, что для того, чтобы быть фотографом, необязательно проходить обучение в школах и иметь дорогостоящую аппаратуру, нужно просто желание и больше практики. Достичь успеха, о котором все так мечтают, можно и самому, при наличии лишь сотового телефона и времени.
Анастасия присутствует в Instagram (402 тысячи подписчиков), YouTube (23 тысячи зрителей, общее количество просмотров канала - 1 292 219) и в Telegram (18 040 человек). Вдохновения много не бывает, поэтому одних социальных платформ стало мало – помимо личного блога, вместе с подругой они создали сайт Simple+Beyond, который можно считать по атмосферности русской версией Kinfolk, Veter или одноименный профиль сайта в Instagram аналогом UrbanOutfitters (123 тысячи подписчиков).

Анастасия грамотно разделила контент, затронув все интересующие (популярные) темы аудитории. Youtube занят travel-тематикой по примеру четы Осман с проектом «Follow me», и с форматом влогов, на который её вдохновила подруга-блогер Мария Новосад и фотограф Ника Шатова. Instagram – красивыми фотографиями и косметикой, а Telegram – секретами нетуристических мест. Личный блог с мыслями, логически связывает все направления её деятельности воедино.
Думаю, Анастасия мало бы отличалась от других своих коллег, которые публикуют всё тоже самое, если бы в Telegram Настя не стала делиться самым дорогим для фотографа и блогера – своими работами и обработкой снимков. В какой-то момент появились бесплатные пошаговые уроки обработки, в которых она раскрывала все секреты своей «магии» – подобную услугу предлагали девочки из Instarguide за деньги. Несмотря на растущий интерес к своей персоне, Анастасия пыталась держать дистанцию между социальным и личным, а потом свела её между двумя островами к минимуму – делясь главными событиями в жизни, браком и беременностью в личном блоге, она не оставила секретов между собой и подписчиками, которые стали сродни близким друзьям.
Конечно, не обошлось без минусов. Можно отметить отсутствие расписания постов. Всё-таки у блогеров с такой аудиторией должны быть контент-планы, у Насти же посты выходят по настроению, а предугадать какой материал будет следующим почти невозможно.

Из плюсов – честность и открытость Насти с читателями, её видение мира и уютная атмосфера, смогли выделить её из ряда других. Помимо откровений о личной жизни, Настя берёт интервью у блогеров и фотографов для Simple+Beyond, охотно принимает участие в видео у своих коллег и делится опытом.
Около года назад мне пришло оповещение в социальных сетях: «посетите бесплатный открытый урок по акварельной живописи». Питерская студия рисования Draw&Go запустила онлайн курсы для дизайнеров, художников и просто творческих людей. А почему бы и нет? Идти же никуда не надо. Начало в семь по Москве.

Открытый трехчасовой урок проходил раз в неделю, обычно по средам. С непривычки выдержать такое непросто. Но смотреть трансляцию можно когда и где угодно, поставить на «стоп», досмотреть потом, не торопиться с выполнением домашних заданий. Мы учимся с максимальным комфортом, оптимальными для нас скоростью и темпом. Один такой вебинар собирал сотни человек по всей России.

Ирина Григорьева
Художница, фотограф
Мыслить картинками
(Или о курсах для художников в интернете)
Постоянная ведущая онлайн уроков – арт-директор студии Кристина Галочкина. Именно она «держит» всю трансляцию. Девушка с ярко-красными (иногда даже розоватыми) волосами и кольцом в носу на деле оказывается милой и обаятельной. На художницу хочется смотреть, ее хочется слушать. Она не критикует работы зрителей напрямую, всегда поступает примерно так: сначала восторгается и восхищается присланными рисунками, потом говорит что необходимо подправить. В прямом эфире Кристина рисует, рассказывает истории из жизни и профессиональной карьеры. Личные примеры всегда лучше воздействуют на зрителей и повышается интерес. Плюс, художница, привлекает аудиторию в персональные соцсети. Как-то Кристина рассказала, что в инстаграме записана как «галочкин-палочкин», потому что так называет всю семью их папа. В инстаграм девушки я, конечно, не заходила, а вот адрес почему-то помню до сих пор.

Обычно Кристина заранее выбирает тему и продумывает будущую картину. Нет, никто не будет рисовать глиняный горшок как в художественных школах. Девушка создает космические иллюстрации и акварельные пейзажи, рисует цветы и необычных животных. Сначала она рассказывает о предметах, которые понадобятся для рисунков: бумага, карандаши, кисти, краски, клячка и т.д. По просьбам зрителей может даже порекомендовать конкретные фирмы. Кристина отвечает на вопросы и только потом приступает к созданию картины, параллельно знакомя нас с акварельными техниками и объясняя все нюансы. Плюс этих уроков в том, что все происходит в реальном времени, поэтому любой точно также может взять краски и кисти и рисовать вместе с художницей. А потом (по желанию) отправить работу, получить персональный отзыв и консультацию.
Есть, конечно, и значительный минус этих трансляций. В студии вместе с арт-директором находится еще один человек – специалист по продвижению спецкурса. Каждую трансляцию эту роль выполняют разные люди. Несколько первых вебинаров они стойко выдержали: сидеть рядом по нескольку часов и следить за процессом непросто. Разнообразить работу, конечно, помогали вопросы зрителей, которые «модераторы» задавали Кристине. А потом эти специалисты стали постепенно убегать, но к концу обязательно возвращались. Зачем? Ради 30-слайдовой презентации, которую показывают перед самым финалом. Так как увидеть, что получилось, хочется, то и приходиться смотреть. Одно и то же рассказывают они от урока к уроку. Говорят в основном о плюсах конечно. Мотнуть этот момент, к сожалению, нельзя, если вы не смотрите повтор (а держатся они всего неделю, ровно до следующего урока). Специалисты всеми силами призывают нас приобрести этот спецкурс по выгодной цене – 26 тысяч рублей, и так называемые «боксы» с кистями, красками и т.д. всего за пятерку. Такая маленькая, совершенно смешная цена продержится только сегодня, число мест ограничено!

В конце трансляции приходит на почту оповещение с благодарностями, мол «спасибо, что вы сегодня были с нами!». Но тут-то и еще один минус: перед уроком буквально забрасывают напоминалками. А после частенько приходят «ты опоздал на трансляцию!», «ты пропустил вебинар!», даже если посмотрел его от и до. Все из-за автоматической рассылки.

В этом же сообщении всегда есть ссылка на трансляцию и на сам сайт. Организован он достаточно грамотно: креативное оформление и удобная навигация, стильный логотип и удачное цветовое решение. Можно найти обучающие вебинары по рисованию акварелью, карандашами, маслом, акрилом, пастелью. Выбирай любое направление – модная иллюстрация, космический рисунок, скетчинг… Фотографии работ преподавателей можно посмотреть в галерее. Но фотопортфолио небольшие, а картины, нарисованные на вебинарах, значительно интереснее. Сейчас студия открытых уроков больше не проводит, так что остается либо следить за личными аккаунтами художников в соцсетях, либо приобретать платные курсы.

Вебинары были организованы на платформе Skillbox – онлайн-университет по дизайну, маркетингу и управлению. После регистрации на вебинары питерской студии Draw&Go на почту приходят приглашения и на их трансляции. Это мастер-классы по изобразительному искусству и компьютерному дизайну. Часто уроки проводят топовые специалисты. Например, Илья Митрошин, профессиональный иллюстратор известной студии «Bang Bang». В прямом эфире он показал, как можно создать анимационного героя экспериментируя с формой обычных очков или используя тень от клочка бумаги.
Елена Крыгина – отечественный визажист, который покорил интернет-пространство своими видеоуроками по макияжу. Всё началось с простых «некачественных» видео с полезными советами на канале YouTube, где число просмотров уже с первого дня доходило почти до полумиллиона. Всего за несколько месяцев девушка взорвала интернет и обзавелась огромной армией поклонников. Сейчас много кто снимает beauty-блоги, но такой бешеной популярности можно только позавидовать.

Ангелина Капустянская
Визажист, модель
Beauty – эксперт Елена Крыгина
На мой взгляд, успех пришёл к девушке благодаря её искренности, непосредственности и откровенности перед своим зрителем. Она всегда старается объективно оценить тот или иной продукт. Но также её козырем является самоирония, которая однозначно подкупает. Смотря видеоуроки Крыгиной, ты получаешь вдохновение. Она не диктует, а советует. И самое главное – ей веришь. Нельзя не отметить, что Елена очень грамотно подаёт свой материал, а её канал уютен и от него не хочется отписаться. Любая девушка может стать beauty-блогером, ведь что сложного рассказать про помаду, тушь для ресниц или увлажняющий крем? Елена Крыгина - гуру в сфере красоты, именно поэтому её блоги вызывают такой интерес у публики.

Если проанализировать видео девушки с самого начала, то их можно разделить на «до» и «после». На первых порах контент был наполнен полезными уроками по правилам макияжа, да и выпуски выходили гораздо чаще, чем сегодня. Но как только на девушку «обрушилась» огромная популярность, в блогах стали появляться, в основном, её фирменные коробочки с различной продукцией и обзоры на них. Но, несмотря на это, канал по-прежнему хочется смотреть.
Крыгина рассказывает не только про макияж, но и даёт советы по уходу за кожей лица, сравнивает косметику разных производителей, начиная от масс-маркета и заканчивая люксом, поэтому ее видео-блоги рассчитаны на разную аудиторию. А еще она записывает уроки по укладкам для волос. И то, как она общается со своим зрителем, заставляет возвращаться на канал. Целевая аудитория её блога - это девушки от 18-25 лет, хотя Крыгина записывает и уроки по возрастному макияжу.

Сегодня Елена Крыгина – один из ведущих визажистов страны. Она открывает свои студии, имеет сайт по продаже косметики, пишет книги, снимается в различных передачах, ездит по стране с авторскими мастер-классами и делает еще многое другое. Она является ярким примером, как при помощи интернет-пространства можно стать популярной.
Мечтать о хорошей растяжке, идеальном прессе и подтянутом теле можно бесконечно долго. Начать с понедельника заниматься собой не так уж и трудно. А вот определить себе постоянное время для тренировок намного сложнее. Потеть в тренажерном зале или наслаждаться легкой разминкой на природе или дома - решать вам.

Наталья Матвеева
Спортсменка, общественный активист
Активно мечтать и пассивно работать
Видео-блог о фитнесе Екатерины Буйды насчитывает уже более 180 тысяч подписчиков и 27 миллионов просмотров на YouTube. Хрупкая и сексапильная девушка рассказывает о том, как без походов в спорт-зал сделать свое тело совершенным. Фитнес-блогер сочетает в своих уроках танцевальные движения и классические асаны из йоги, доказывая миллионам девушек, что хорошая фигура – залог трудолюбия, а не борьбы при помощи железа. Авторская методика Екатерины рассчитана на полгода домашних тренировок. За это время блогер обещает всем финалисткам методики идеальное рельефное тело.
Каждый урок Буйды - отдельная история достижения того или иного результата. Доходчиво, кратко и самое главное – наглядно, девушка объясняет, как похудеть и «выстроить» свое тело с нуля. Делать это не выходя из дома – пожалуй, главный плюс методики Екатерины. И единственный. Автор забывает упомянуть, что ее «формула успеха» подходит лишь тем, кто располагает большим количеством свободного времени и огромным терпением. Ведь не каждая современная дама может позволить уделять ежедневно тренировкам по 3-4 часа. Именно столько, по мнению Екатерины Буйды нужно заниматься «современным спортом без железа» в день, чтобы при виде вашей фигуры оборачивались прохожие. Обретаешь совершенное тело – теряешь драгоценное время... Не дорогая ли плата? А как же всем известное соотношение «цена-качество»? Да и не так страшен черт, как его малюют. Потратить всего один час в день в спортзале с тренажерами и снарядами и обрести свое «хочу» уже через несколько недель не так уж и плохо. А если заниматься в зале со специалистом, еще и безопасно. Современные тренеры-профессионалы уже давно разработали женскую лайт-версию спортивных тренировок в зале, чтобы хрупкий организм не дай бог пострадал.


Но, видимо, тренажерный зал для фитнесс-блогера представляется лишь фабрикой по изготовлению бодибилдеров, что поставили на кон свое здоровье и красоту. Хотя думаю, что и многие из них бы сейчас со мной поспорили... Поэтому, взять килограммовые гантельки в женские ручки бывает полезно. Растянулся, согрел мышцы по авторской методике Буйды и со спокойной душой пошел в тренажерный зал работать над красивым рельефом. А тешить себя надеждами, что спортивное подтянутое тело можно обрести (или нет) дома без физических нагрузок не стоит.
Каждый урок Буйды - отдельная история достижения того или иного результата. Доходчиво, кратко и самое главное – наглядно, девушка объясняет, как похудеть и «выстроить» свое тело с нуля. Делать это не выходя из дома – пожалуй, главный плюс методики Екатерины. И единственный. Автор забывает упомянуть, что ее «формула успеха» подходит лишь тем, кто располагает большим количеством свободного времени и огромным терпением. Ведь не каждая современная дама может позволить уделять ежедневно тренировкам по 3-4 часа. Именно столько, по мнению Екатерины Буйды нужно заниматься «современным спортом без железа» в день, чтобы при виде вашей фигуры оборачивались прохожие. Обретаешь совершенное тело – теряешь драгоценное время... Не дорогая ли плата? А как же всем известное соотношение «цена-качество»? Да и не так страшен черт, как его малюют. Потратить всего один час в день в спортзале с тренажерами и снарядами и обрести свое «хочу» уже через несколько недель не так уж и плохо. А если заниматься в зале со специалистом, еще и безопасно. Современные тренеры-профессионалы уже давно разработали женскую лайт-версию спортивных тренировок в зале, чтобы хрупкий организм не дай бог пострадал.


Но, видимо, тренажерный зал для фитнесс-блогера представляется лишь фабрикой по изготовлению бодибилдеров, что поставили на кон свое здоровье и красоту. Хотя думаю, что и многие из них бы сейчас со мной поспорили... Поэтому, взять килограммовые гантельки в женские ручки бывает полезно. Растянулся, согрел мышцы по авторской методике Буйды и со спокойной душой пошел в тренажерный зал работать над красивым рельефом. А тешить себя надеждами, что спортивное подтянутое тело можно обрести (или нет) дома без физических нагрузок не стоит.
В 2014 году один из самых популярных на тот момент бодибилдеров страны, Андрей Скоромный, и его жена Арина Скоромная запустили спортивный проект «Телу время». Пара выбрала удачное время: взлет карьеры Андрея и его победа на «Открытом первенстве и чемпионате Москвы», колоссальное (и вызывающее вопросы) похудение Арины. К тому же, они стали активно раскручивать совместный бизнес - тренд под названием «примерная семья Скоромных».

Ольга Юрьева
Спортсменка, журналист
Феномен
Арины Скоромной
Был «урожайный» год в среде бодибилдинга и около него (категория фитнес-бикини), когда запустилась «Бодимания», а девушки со всей страны захотели быть как Катя Усманова с ее «попой-центром вселенной». В общем, мода на стройные и подкачанные тела захватила всех. Естественно, Скоромные были готовы помочь и начинающим, и PRO-спортсменам, сделав видеоблог, где есть все, что нужно – от разбора техники выполнения упражнений до примеров тренировок и мастер-классов зарубежных атлетов.

Арина становится ведущей рубрики «Девчата», где она встречается в московских залах с легендами женского железного спорта, такими как Наталья Мело и Лариса Рейс - «Телу время» смотрят уже не из-за Скоромного. Просмотры «Девчат» превосходят в разы просмотры всего выпуска, определяется основная аудитория канала. Андрея вытесняют его коллеги и соперники по сцене, которые также подались в фитнес-блогеры.
У жены, наоборот, карьера идет в гору – интерес подогревается чудодейственным похудением после родов. «Я пошла в зал на 10 день после родов» – с такими заголовками выходит интервью молодой мамы в СМИ. Затем она идет на «Пусть говорят» в качестве эксперта по женскому бодистроению, ведет семинары и тренинги, пишет книгу, разводится с мужем. И ей это только на руку – все расстроены их разводом и жалеют «бедную» девушку.

Сегодня она находится в топе популярных фитнес-блогеров России среди женщин, первая по узнаваемости фитнес-мама, автор собственной колонки в журнале «Железный мир», сооснователь сервиса здорового питания, ведущая рубрики по фитнесу в передаче «Утро пятницы» на телеканале «Пятница» и еще автор кучи разных методик по лечебной физкультуре, диетологии и т.д. Всея женского фитнеса России затмила бывшего мужа, которого уже давно не видно ни на экране, ни в спорте.

Бесспорно, Арина прекрасно справляется с ролью ведущей. Мы увидели это в «Девчатах», после которых многие влюбились в ее образ: грамотная речь, скромность, миловидность, позитивный настрой, никакого углубления в профессиональную среду. Все доступно, понятно, а самое главное, красиво, ведь в первую очередь фитнес-блогер зарабатывает своим телом, а уже во вторую - знаниями. В 21-ом выпуске «Девчат» в гостях у Арины была вице-чемпионка мира в номинации фитнес-бикини – Ольга Путрова. Прекрасно, что ведущая начинает выпуск с биографии героя – это интересно даже для тех, кто знаком с деятельностью Путровой, но с удовольствием пересмотрит ее победное позирование. Выпуск в некотором роде уникален, потому что Ольга и Арина рассмотрели проблему пропорциональности женского тела, показали несколько упражнений на определенные группы мышц.
Скоромная одна из немногих, кто не помешан на тренировках ягодиц, поэтому просит гостей расширить понимание о женском спортивном теле. При этом между подходами ведущая успевает интервьюировать гостя – спрашивает у Путровой о подробностях её подготовки к соревнованиям, критериях оценки фигуры для девушек-бикинисток. По такой схеме проходит каждый выпуск рубрики, и только в двух последних Арина сама выступает в роли тренера, а её подопечной становится актриса Наталья Бочкарева.

Хоть Скоромная явно проигрывала по форме выступающим спортсменкам, которые записывали свои тренинги, на нее было приятно смотреть, ей хотелось подражать, как профессионалу, как маме, как жене - так было в совместном бизнесе с Андреем. Она бралась за любые темы, касающиеся женского тренинга, стала для многих онлайн -наставником. Но потихоньку вся ее деятельность на экране стала вертеться вокруг одной проблемы - послеродовой формы и всего, что с ней связано. Из 10 материалов на сайте (текста, видео, рекламы) больше половины про то, как остаться «супер секси» после рождения ребенка.

Вообще, ее история очень непохожа на истории других знаменитых фитнес-леди. Человек, не имеющий первоначально специального образования, опыта в подготовке к соревнованиям и сцене, вдруг становится экспертом такого масштаба. Обычно так бывает с профессиональными спортсменками, у которых за плечами большой опыт соревнований, в противном случае – все заканчивается максимум инстаблогом. Между тем, во всех источниках прописано, что Скоромная - сертифицированный фитнес-тренер, спортивный диетолог-нутрициолог и специалист по лечебной физкультуре и массажу. Только рядом подписывают: не подтверждено это все. Если девушка и получала базовые знания по этим направлениям, то уже после запуска проекта, принесшего ей популярность.
Божена Рынска написала гадость по поводу авиакатастрофы в Крыму. Ровно год назад авиалайнер выполнял рейс по маршруту Москва - Сочи - Латакия, но через 70 секунд после вылета из аэропорта Сочи рухнул в Чёрное море. Погибли все находившиеся на его борту 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа…

Елена Недялкова
Журналист, телеведущая
Скандальный образ/Аморальная натура
«""Ой, какой ******. Встаёшь, а тут такое. Весь ансамбль Александрова.... весь! Нет бы весь борт НТВ.... ну почему именно музыканты?! Почему Прекрасный ансамбль? Спасибо, конечно, боженьке за бонус в виде съемочной группы НТВошек, но остальные-то почему? Впрочем, вопрос "почему" как раз легкий. Потому что военный борт ТУ 154 [непонятно] как обслуживали и не следили за ним. <…> Чего там за бортами каких-то мизераблей, людишек каких-то присматривать. Военные, по мнению чекистской ОПГ, созданы для того, чтобы умирать.... нет слов, как больно. И Глинка Елизавета подтвердил муж. Но я пока предпочитаю не верить. Вдруг она не полетела?».

Высказывание вызвало всенародную ярость. Не нужно же объяснять почему?

У меня только один вопрос: разве Божена не псих? Не знаю, как у нее с пьянством и печенью, но на здоровье она жалуется очень часто: последний раз что-то про варикоз писала. Что ей должны в самолете несколько мест предоставлять, потому как ножки у нее болят. А раньше она нашла что-то у себя в груди (имплант?), и косточку на ноге удаляла, болела пневмонией, и, вообще, кофе с утра пила без всякого удовольствия.И детство у нее было несчастное: папа сбежал сразу после ее рождения: просто удивительно, до чего у некоторых хорошая интуиция! Остальные родные ее были не люди, а волки. Она даже сочинила на эту тему эпический пост про волчьи котлетки. Волчья котлетка – это она: добрая, беззащитная, которую все обирают и используют. Например, ее мама запрещала ночью ходить в туалет, отчего у нее больной мочевой пузырь.
Итак, бедная девушка вышла во взрослую жизнь совсем без ничего, но мы живем в удивительное время: классы и социальные страты еще находятся в стадии формирования. Она сменила имя Евгения на Божену, а из фамилии «Рынская» убрала последнюю букву – так получились иностранные имя и фамилия. А быть иностранцем в России всегда хорошо: это уже половина успеха. Каким-то образом Божене удалось пристроиться в светскую хронику (хорошие знакомые?). Божена очень хорошо знала свое место: проклинала простых людей, а к богатым и знаменитым относилась с неимоверным почтением. Например, постоянно рассуждала, как им тяжело живется, как все к ним пристают с просьбами, а ведь они тоже хотят покоя. Вот она, Божена, их понимает, и никогда ни о чем не попросит.

А уж как она изъясняется! В стремлении быть ближе к олигархам, у многих из которых была, видимо, непростая юность, Божена выработала неповторимый язык, в котором используются слова ненормативной лексики и устаревшие слова из блатного жаргона.

«Этот приговор — фуфло, а я фуфло в руки не беру. Приговор я получать не поеду, руки фуфлом не замараю — я в глухой отрицаловке. Пусть вычитают 10 процентов из моей зарплаты в «Газете.ру», но делают это сами автоматом, ни в каком другом месте я работать не собираюсь, и сама не переведу ни копейки» и так далее…»
Вернемся к посту про авиакатастрофу. После него кто-то запустил петицию с требованием лишить Рынску российского гражданства и выслать из России. И там было больше полумиллиона человек. Кремль в лице Пескова отреагировал на инициативу положительно.

По-моему, не надо лишения гражданства – нужно добиться только того, чтобы Божена исполнила приговор суда – год принудительных работ и еще добавить за уклонение. А сажать людей за слова не нужно – так мы далеко зайдем.
Сергей Дружко известен каждому и вряд ли нуждается в представлении. Его образ узнаваем еще со времен передачи «Необъяснимо, но факт», ведущим которой он являлся.

В апреле 2017 года в YouTube появился первый выпуск Druzhko Show.
Появление в интернете отдельного шоу человека-мема получилось триумфальным: более десяти миллионов просмотров первого выпуска передачи и миллион подписчиков на канале, набранный примерно за неделю.

Светлана Зиновьева
Журналист
Заложник меметичности
В описании канала данное шоу позиционируется как передача об интернете. Информационными поводами становятся события и новости интернет-среды, которые ведущий интерпретирует по-своему и отпускает якобы смешные комментарии.

В целом, немного странно наблюдать, как персонаж явно из другого поколения, воспитанный в другой культурной среде, пытается говорить о тонкостях интернет-культуры и интернет-среды и произносит слова вроде «хайп», «мем» или «годнота» - выглядит это совершенно нелепо. Многих людей это, конечно, забавляет, поэтому популярность шоу не падает, хотя многие предсказывали резкий спад интереса к опостылевшему человеку-мему.
В начале просмотра этого, как и любого другого, шоу, зритель справедливо может задать вопрос: для чего оно нужно? Зачем создано? Druzhko Show вряд ли сможет дать ответы на подобные вопросы, ибо, как кажется мне, – шоу создано ради себя самого, а если быть точной – ради раскрутки образа самого Сергея.

Ведущий умело воспользовался всеобщей заинтересованностью и направил свою популярность в нужное, с одной стороны, русло – создал собственный контент, шоу, в центре которого стоит он сам. Зарабатывать на своей меметичности – вполне логичное решение в данном случае.

Из плюсов шоу можно выделить разноформатность и разнообразие рубрик: интервью с приглашенным гостем, опросы на улице, пародийная пресс-конференция, доисторические мемы и тому подобное. Другое дело, что вся эта разноформатность бессмысленна, ибо в каждой из рубрик используются однотипные шутки.

В целом, все шоу в целом завязано исключительно на образе самого ведущего. Оно не несет в себе никакой интересной информации, богатой смысловой нагрузки или просто каких-либо хотя бы не совсем бесполезных моментов.

Сам стиль изложения, подачи информации воспринимается мной как громоздкий и тягучий. Предпосылки шуток усложнены и растянуты, неуместно сложные словесные обороты утомительны.

Затянутые рекламные интеграции вызывают раздражение. Возможно, есть какая-то доля креативности в их оформлении – но назойливости все-таки больше. Даже рекламу Сергей Дружко снабжает огромным количеством своего специфичного юмора!

Все интервью неизбежно скатываются в глупое подтрунивание над гостем, не несут в себе никакой информативности и смысловой нагрузки. Приглашенный гость обычно как бы отодвигается на второй план, а на первый выходит все тот же Сергей, оттачивающий свое сомнительное острословие на респонденте.


Ведущий шоу – заложник своего образа. Его мимика, жесты и манеры предсказуемы и однообразны. Все время хочется перемотать ролик или выключить совсем.

Со временем на это шоу ради шоу становится просто скучно смотреть.
Сегодня я амбициозен, сегодня я покушаюсь на «святая» рунета, на Versus. В тексте будут звучать предвзятость, эмоциональные суждения, да и все, чего советовал избегать Рене Декарт в своем учении о методе. Ну что же… Такая она, колумнистика. Моим экспертом-аналитиком в области истории российского рэпа сегодня станет Владислав Троцкий – музыкант, интернет-артист, рэпер.

Роман Романов
Музыкант, журналист
Шум и ярость
или как вас настиг баттл-рэп
Рэп настиг Влада в 2007, когда «панки» слушали КиШ, а «эмо» предпочитали Tokyo Hotel. Тогда рэп-культура в России переживала взлет, обретала характерные черты и подобно «русскому року» в 80-е, выбирала условный вектор развития – «русский рэп». Флагманами на волне стали такие исполнители, как: GUF и группа Center, Баста, АК-47. Underground же ютился на тематических форумах, крупнейшим из которых был Hip-Hop ru.
Владислав: «На форумах ребята уже тогда устраивали текстовые баттлы, но все это было на низком уровне и выглядело жутко. Со своей первой группой мы участвовали в командных баттлах, когда нужно было к поставленной дате присылать организаторам трек на заданную тему. Было непринято оскорблять оппонента, но мы все равно это делали, если команда напротив сильно раздражала» .

Не считая «Битвы за Респект» на канале МузТв, выходившей в 2008 году, баттлы в России устраивались на базе интернет-ресурсов, крупнейшими из которых были Hip-Hop. ru, InDaBattle. Крупнейший underground-баттл – Подпольное Вещание.

«Вечной проблемой было для нас, что в баттлах выигрывали ребята, которые сдавали (записывали и публиковали на баттловом ресурсе) по-русски попсовые треки. И это на Подпольном Вещании, представляешь, что было у остальных?»
К истории. Beef – конфликт между представителями хип-хоп культуры (артистами или объединениями). Выражается этот конфликт в творчестве, где исполнитель открыто или завуалированно оскорбляет оппонента. Бывает, что beef выходит за черту простых оскорблений. Эта концепция стала отправной точкой для развития баттлового направления в афроамериканской культуре 80-х. Причем баттл не обязательно должен быть между рэперами. Например, танцевальные поединки – очень частое явление в хип-хоп культуре.
«Мы находились в субкультуре старого рэпа, и участие в баттлах нам казалась необходимым. Все это было неотъемлемой частью хип-хопа, чем-то идентифицирующим. Участие в баттле, победа в нем по идее должны были приносить славу, но этого почти не происходило, даже с победителями на самых известных площадках. Наверное, поэтому формат стал загибаться к началу 10-х. Примерно тогда мы поняли, что рэп-баттлы – это не творчество.»

Последний HHR Battle отшумел в 2012, последний InDaBattle закончился в том же году. Дальше был декаданс «русского рэпа» длинною в три года.

«Скажем, группа Ленина Пакет – это культовое явление тех лет, их тексты вполне могут изучать на уроках литературы лет через тридцать, но остальное… Непонятная грязь. Когда Паша Техник или ТВЖ читают про говно – это, на мой взгляд, выражает отношение к своему делу» .


Начало нового рэпа пришло с именами Yanix и Pharaoh, а также с популярностью объединения YungRussia. Принципы «новой школы», не взирая на жанры, поощряли любые творческие проявления артистов и в рэпе началось развитие того, что называется музыкой.

«Всегда было как? Вот есть негры из Америки, они могут заниматься рэпом серьезно, они прям Рэперы. А мы вот в России… сам понимаешь, все это несерьезно у нас, даже на более-менее высоком уровне. А с приходом новой волны исполнители поверили в свои возможности. Битмейкеры и рэперы стали сотрудничать с заграничными музыкантами, развеивать миф, мол: ты родился в США и занимаешься рэпом - все, ты на голову выше» .

Появляется вопрос: «Как в России и СНГ, на невероятном гребне новых возможностей в рэпе, огромную популярность набрал проект, чей формат так стар и почти неподвижен в своем жанре?»

Наверное, дело в России. Со времен татаро-монгольского ига развитие нашей культуры во многих сферах отстает от культуры мира, стоящего на пути вестернизации. Мы пропустили ренессанс, не очень торопились с TV, а теперь в восторге от баттл-рэпа, хотя «8 Миля» была снята еще в 2002 году. Только вдумайтесь, сегодня Versus – самый популярный канал с баттловой тематикой на YouTube, оставивший позади зарубежные образцы. Но, боюсь, это не значит, что мы преуспели, просто больше это никому не интересно.
Нам же важно иметь представление о потребителях контента. И хоть Владислав считает, что аудитория Versus – преимущественно школьники от 13, небольшое изучение социальных сетей дает понять: большинству зрителей - от 23 лет, пятой части - за 30. Зрителей-женщин примерно 30 процентов, четверть всей аудитории из стран ближнего зарубежья. И вот у нас получается мужчина 21-26 лет, живущий, вероятно, в российской провинции, учащийся или работающий. Снова вопрос: «Как ты вообще попал сюда, ты слишком усредненный, какие общие черты?» Возможно, он никуда и не попадал, возможно он всегда был там, просто провел время в спячке до 2014-15 годов. Да, я говорю про поклонников звезд старых баттлов, которые вместе со своими любимчиками находились в инактиве.

Думаю, Versus – продуманная коммерческая кампания. Создатели изначально рассчитывали объединить фанбазы «старичков» российского баттл-рэпа на одной площадке. И, надо сказать, рассчет не был ошибочным. Самое популярное видео – противостояние победителя InDaBattle 2 (JohnyBoy) и исполнителя, много лет внедрявшего концепцию beef в российскую рэп культуру (Oxxxymiron) , ролик набрал больше 41 миллиона просмотров. На интересную мысль натолкнули баттлы российских видеоблогеров: Юрия Хованского c Дмитрием Лариным и Эльдара Джарахова все с тем же Лариным. Ролики возымели большой успех у зрителя, хотя и воспринялись как исключительно юмористический контент.

Так мы с Владом начали прозревать…

Мем – приставучий паразит, размножающийся спорами, предрасположенный к мутациям. Идеальная сфера для развития колонии – интернет. Несмотря на то что мем крайне заразен, он имеет очень короткий жизненный цикл.

А если серьезно, то мемы – квинтэссенция мейнстрима, а Versus является их генератором, что делает его уже не столько рэп-феноменом, сколько интернет-феноменом. Да и вообще, предложение «Пошуметь» - очень по Сибруку.

Было во всей этой истории что-то еще, что не давало нам с Владиславом покоя. Слово «шоу» присутствует в любом синопсисе Versus, выпуски пронумерованы по сезонам и эпизодам… Что же тут такого знакомого? Влад, кажется, нащупал ответ:

«Versus! Это же похоже на WWE. Каждый исполнитель, каждая тусовка (лэйбл, объединение) – как боец или команда в реслинге. У каждого слушателя есть свое мировоззрение, он подбирает подходящего себе «реслера» и начинает себя ассоциировать с ним, болеть за него» .

Боюсь, война началась и она будет кровопролитной. TV мечтает заполучить интернет-артистов (будь осторожнее, Влад), а интернет подворовывает форматы с голубого экрана. Если задуматься, то Versus – эдакий рэп сериал, где мат не запикивают. Как и у реслеров из WWE, у рэперов с Versus есть свои враги и друзья, биографии, которыми обусловлены те или иные поступки. Да что уж там, у всех свои образы, и эти образы навязываются зрителю для лучшего погружения. Используются одни и те же инсайд-панчи, тексты отсылают к событиям, имевшим место на баттле раньше, да и просто исполнители кружатся вокруг одного сценария. И вот что интересно… Люди, не являющиеся поклонниками WWE, смотрят на происходящее на ринге и недоумевают: «Почему мужчины в супер-узких плавках добрую половину времени не дерутся в клетке, а кричат друг-на-друга страшными голосами, кидают клинически-страшные взгляды и сильно переигрывают, показывая ярость?» Да просто это реслинг, тут бой – это зрелищные прыжки и броски, но самое важное – сюжет сериала, ведь если HHH падет от руки Undertaker не просто так, а за избиение последнего из-под тешки на стоянке, то все получится более эпично. Однако, на Versus нет атлетов-акробатов, там рэперы, поэтому кривляния из WWE, просто возведены в апогей. Мужики ругаются с сюжетом. Да там даже музыки нет, чтобы сконцентрировать внимание на ругающихся мужиках (да, есть формат BPM, но он появился на волне грайма в баттлах и не пользуется большой популярностью).

Но вот какое дело. Реслер Джон Сина, например, «хороший парень», «никогда не сдается» и «преодолевает все препятствия на своем пути благодаря силе воли», и несмотря на откровенную тупость его образа качка-патриота, он пользуется популярностью в WWE и будет побеждать, пока еще руководство бренда заинтересованно в пропаганде простых ценностей.

Чему учит Versus? Какой популярный образ несет в себе позитивную идею? Чему учит D.Masta, который здесь «ради бабла»? Или ST, который «пришел надрать задницы молокососам со своим русским народным рэпом»? Скажете, Oxxxymiron отсылает в текстах к литературным произведениям, да и вообще к искусству в целом, тем самым пропагандируя изучение языков и образование. Ни черта подобного, это часть образа чувственного психа-гения, которого часто не понимает мир, и все выше перечисленное, – составляющие его творчества. Если возникает такой вопрос, то подумайте, какой процент всех слушателей Metallica захотел играть, так же хорошо, как Клиф Бертон и Джеймс Хэтфилд? Какой процент купил инструменты и попробовал? И наконец, сколько тех, кто добился действительно хорошего результата?

Возможно, Versus – подобие дебатов? Пример диалога в обществе, с которым в России немало проблем (такое мнение высказывалось на канале «Культура», куда приглашали Славу КПСС). Не думаю, что два монолога и практически полное отсутствие рефлексии между ними… Впрочем, это превращается в фарс.

Еще одно интересное предположение. Возможно, рэп-баттлы способствуют оживлению языка, помогают зрителю выйти за рамки штампованных общеупотребительных конструкций?

Нет, полная чушь, для этого нужно читать книги, как утверждает Влад. А аудитория не будет прислушиваться к языку и его формам, скорее расхватает текст на мемы, real talk, think about…

Площадке Versus, пожалуй, нужно отдать должное: это действительно сильный коммерческий проект, принесший организаторам и участникам популярность и прибыль. Стоит похвалить и грамотную стратегию, учитывающую время, когда рэп-культура в стране действительно становится массовым явлением. Можно похвалить и за формат – он удачно визуализирован и адаптирован с учетом ошибок предшественников.

Популярность онлайн-игр не проходит бесследно, множество «мамок» страдает прямо сейчас. Интернет-троллинг никуда не делся и бороться с ним бесполезно, да и бессмысленно. С этим нужно уметь жить, на это не нужно обращать внимания и, черт бы меня побрал, этим нужно уметь пользоваться. Мы живем в эру переоценки убеждений и идеалов, и если для «демо группы» (термин MTV 90-x, обозначающий возрастной промежуток молодежи от 15 до 25) этот процесс проходит менее болезненно, то для тех, кто старше, может быть проблемой. Спасибо тебе, Versus, что помогаешь своей аудитории войти в мир «экстра! постмодернизма». Ну, а в остальном я желаю тебе смерти. Мировая культура давно выросла из баттл-рэпа, и мы вырастем. И когда это произойдет, наверное, самый трудный этап переоценки идеалов останется за спиной.
Если набрать в интернете запрос «один из самых популярных блогеров 2017 года» – появится он... Николай Соболев. Известная медийная личность из русского YouTube. Произнося своё имя, он ставит ударение на первой слог. Фанаты и «хейтеры» принимают это за его эгоистичную любовь к себе, и в интернете ходит много шуток о его самовлюблённости. Он и сам любит пошутить на эту тему.

Валерия Куценко
Журналист, радиоведущая
Популярный блогер Николай Соболев
Немного фактов. Сейчас на личном YouTube-канале Николая более 3,6 миллиона подписчиков, а общее число просмотров превысило 274 миллионов. В популярном приложении «Instagram» у Николая тоже большая армия фанатов – более 1 миллиона подписчиков. Сам Николай описывает свой блог так: «Все о трендах интернета и не только. Конструктив и аналитика в деталях». Так кто он такой? И как стал популярным?

Многие его знают как одного из ведущих социального проекта о розыгрышах «Ракамакафо», другие же видели его в «Пусть говорят». Не будем отрицать, что телевидение играет важную роль в создании образа Соболева, он «светится» во многих проектах Первого канала и ТНТ, например, «Вечерний Ургант» и «Comedy club». Но блогер настойчиво пытается доказать, что телевизор к его популярности не имеет никакого отношения.
«Ракамакафо» – первый проект, в котором Николай себя зарекомендовал как успешный организатор. Он и его со-ведущий Гурам Нармания снимали ролики с пранком. Ребята в нужный момент поняли, на чем можно поднять рейтинги своего канала. Всем известно, что аудитория любит смотреть на то, как люди попадают в неловкие и комичные ситуации. В некоторых роликах Николай словно хотел выделиться на фоне Гурама. Наверно, поэтому он позже создаст свой личный канал, забыв старого товарища. Иногда Николай выглядел, как актёр с плохой игрой. Хотелось больше искренности в проекте. Но, безусловно, «Ракамакафо» придал большой толчок карьере Николая Соболева. Именно в проекте Коля создавал свой образ неравнодушного, обаятельного блогера с хорошей дикцией.

В 2015 году Николай бросает «закадычного» друга и на волне «какой никакой» славы создаёт свой личный канал«SOBOLEV», где размышляет о популярных темах в нашем обществе. Канал становится популярным и это полностью заслуга Николая. Отдельный плюс ему за то, что он всё делает самостоятельно для своего блога и пока ведёт его успешно. Его личность становится известной: много подписчиков, предложений о рекламе и фотосессиях. Он даже успевает издать книгу под названием «Путь к успеху: Как получать фуры лайков и тонны денег». В интервью на канале РБК Николаю задали вопрос об этой книге. И автор не смог вспомнить цитату из своего произведения. Наводит на грустные мысли, что он просто выступил как рекламное «лицо» книги, чтобы её покупали фанаты.

Сейчас у блогера много мини-проектов, таких как шоу «Соболев бомбит», где Николай в качестве водителя возит известных личностей и задаёт им вопросы из школьной программы. Этот проект вам ничего не напоминает? Ещё в далёком 2005 году на канале ТНТ было похожее шоу и называлось оно «Такси». Отличия этих двух программ лишь в том, что к Николаю приходят звезды шоу-бизнеса и идёт постоянная реклама «Яндекс-такси». Похоже, авторы взяли за основу проект из телевизора. Так зачем это делать, если Соболев вечно критикует телевидение. А ведь Николаю подошла бы роль ведущего телешоу. Думаю, многие его поклонницы хотели видеть его не только в интернете.

Из плюсов в блоге «SOBOLEV» можно выделить открытость автора. Николай часто высказывает своё мнение и заставляет зрителей задумываться о том, как бы они поступили в тех или иных ситуациях. За это можно его похвалить. Он отвечает зрителям в социальных сетях – это, несомненно, относим к положительным моментам. Многие кричат ему вслед: «Коля, да ты "хайпожор" и популист». Сложно не согласиться – только появляется популярная тема в обществе, так Николай тут как тут. Делает обзоры и сидит в студии «Пусть говорят». Из минусов могу заметить лёгкую самовлюблённость Николая, которая уже стала надоедать многим зрителям? И, конечно, непонятно, зачем он критикует ТВ, но часто там появляется. Но в пиаре все средства хороши. В целом – это успешный блогер с качественным контентом и съёмкой роликов.
Когда подростком мне было скучно, я любила провести время в приятной компании видеоблогеров, которые тогда только создавали свою культуру.
Обычный современный подросток сейчас (к сожалению!) имеет слишком большой выбор, и мало кто знает, как все зарождалось.
Но для этого я здесь. Не благодарите.

Юлия Маляева
Журналист
КликКлак: от лайв-канала до брэнда
Знакомьтесь, мой сегодняшний герой — проект на ютюб, нет, главные тренд-мейкеры — канал КликКлак.

Начнем почти с начала этой эпопеи — Ильич (Илья Прусикин) и Дядя Вова (Владимир Беседин) запустили новое и оригинальное шоу. Называлось оно «Шоу Гаффи Гафа», первый выпуск вышел в 2011 году, проект получился настолько годным и актуальным, что даже канал НТВ не смог пройти мимо его популярности и снял сюжет. Вроде бы что такого интересного? А вот что: острая социальная сатира, замаскированная под детское познавательное шоу. В главных героях: сам Гаффи Гаф, матершинник Жирафик Рафик и умные Змейки Абвгдейки на фоне хромокея. Уверяю вас, песенки Змеек будут крутиться у вас в голове сутками напролет.
Шоу, несомненно, имело успех, и в 2012 году ребята присоединились к популярному питерскому проекту «Спасибо Ева». Они выпускают комедийный клип с Корицей «Полицейский», где переносят реалии западной полиции (пончики и кофе) на российскую действительность. Выглядит все ярко и живо, да только не реалистично совсем. И мелодия «Happy Nation» приедается на несколько дней. Видимо, тогда клип собирал много просмотров, и ребята решили зря такой джек-пот не упускать. Так свет увидел мини-ютюб сериал «Полицейские будни».

Сериал «Полицейские будни», являясь сатирой на Реформу МВД, нравится зрителям (школьникам), но, к сожалению, выходят только 3 эпизода. Конечно, сразу видна копирка с «Реальных пацанов», но хаос в полицейском участке и в головах самих героев сразу прельщает к просмотру.

Ребята, уже будучи знаменитыми в видеоблогерской тусовке, пригласили туда таких интернет-звезд (конечно же по тем временам, сейчас вместо них были бы Марьяна Ро и депутат Саша Спилберг) как Сэма Никеля и Илью Мэддисона.

В 2013 Дядя Вова уходит в сольное плавание мира комиксов (благодаря этому у нас теперь есть великолепный «Майор Гром»), а Ильич находит себе нового друга — Эльдара Джарахова, восходящую звезду новокузнецкого рэпа. Ты уже знаешь кто номер один? Потому что далее, ребята решили своим хип-хопом разрывать рэперов всего мира. И, если честно, не зря. Не берем в расчет самую знаменитую композицию Джарахова (это moy e...k, кажется, ссылка будет лишней), а хотя бы «Мне ко второму уроку». Ребята, как и все тогда, уже давно поняли, что именно школьники делают им просмотры и решили бить в самое яблочко. Например, «Цок-цок», «Любовь» определенно тот контент, который подростки в 2014 году заслуживали.

Но есть и огромный минус того, что им приходилось начинать почти с нуля. Реклама. В каждом клипе ее больше, чем на Первом канале. Рекламные интеграции внедряются в начало видео, в саму песню, это выглядит нелепо и смешно, прямо как на региональном телевидении. Но далее ребята исправились и постебали сами себя в выпуске «Дорисуй-ки» с Поперечным, сделав пародийную рекламу чизкейка.
Ну вы че, ребят, не узнали? Это же появился обновленный «КликКлак»!
Новая эра канала, как и неистовая популярость приходит в 2015 году, когда ребята становятся законодателями ютюб-моды.

В их проекты привлекается все больше блогеров. Создаются новые идеи для шоу.

Весной 2015 года на лайв-канале «КликКлак» выходит новое шоу «Дай леща», весь смысл которого в том, чтобы раздавать пощечины оппоненту, если он засмеялся над твоей шуткой. Проект задумывался просто для веселья самих ребят, но и , конечно, для пиара юного рекламщика и подающего надежды мультипликатора Дани Поперечного.

Через несколько месяцев выходит второй сезон. Шоу становится популярным, игра уходит в массы, и осенью 2016 ребята для съемок 3 сезона ребята приглашают больше ютюберов и даже снимают для съемок бар в Москве. Могу с уверенностью сказать, что это их лучший проект. А весь его секрет в обычности и тупости участников. Ну и конечно в насилии.

Попутно зимой 2016 выходит «Трэш Лото» - абсолютно непредсказуемый и новый формат, каждый раз новые задания — от новой прически до татуировки на спор. Шоу на протяжении полугода занимает лидирующие позиции в трендах. Его продолжением является проект «Как скажешь», где сами авторы и приглашенные звезды гримировались и играли определенные роли. Например, всеми обожаемый Ниииколай Соболев (пфф) притворялся хореографом.

На «Видфесте» 2017 года снимается «Кажется, нащупал», куда приглашаются даже «звезды» с ТВ. Точнее, Ольга Бузова. Ребята в погоне за хайпом решили тогда «подружиться» с ведущей ТНТ.
С осени этого года ребята выпускают второй сезон «Трэш Лото» с географической тематикой. Здесь и Америка, и Япония, и Индия, и, что немаловажно, Северная Корея. А вы думали они опопсели и купаются в бассейнах с деньгами с партнерки? Нет, для КликКлака все еще важно освещать актуальные и серьезные темы российского и мирового масштаба. Еще одна вещь, которая остается неизменной: тупейшие и опаснейшие задания, которые не нужно повторять дома. Прокатить Старого по барной стойке? Запросто. Найти человека, похожего на Ким Чен Ына, посадить его на танк и заставить стрелять в «провинившегося» шариками для пейнтболла? Легко. Да что об этом говорить, тут смотреть нужно …. А рекламные интеграции в новом сезоне — это просто вишенка на торте, они так идеально вписаны в сценарий, так отыграны, что только после фразы «все ссылки в описании» ты понимаешь, что … хочешь эту карту с кэш-бэком от А****-банка.

Спойлер: в последнем выпуске они пообещали нам «Олимпийские Трэш Игры».

Конечно, вы можете сказать, что КликКлак это попса, все украдено с англоязычного ютюба, ничего нового и интересного.

Но по сравнению с тем, что я вижу на каналах «влогеров» (не будем называть имен, потому что мало кто из здравого населения их запоминает) или популярных бьюти-блогерш, КликКлак — оригинальный контент, который заходит молодежи и взрослому населению.

КликКлак цепляет своего зрителя опасностью и тупейшими шутками, повторять дома все что делают эти мракобесы, конечно, не стоит, но страдания Андрея Старого поднимают настроение даже в самый ужасный день.


Данила Поперечный – видеоблогер, мультипликатор, сценарист, организатор различных творческих площадок. Что же можно о нем сказать? Начинал с мультиков, а продолжил разговорами о социальных и политических проблемах страны. Например, ролики «Без души», где он открыто говорит, что не так и кто не прав в стране. В обычных СМИ такого не увидишь. И мне кажется, такой правдивости им и не хватает.

Александра Лашина
Журналист
Блогер для тех, кто умеет смеяться
Блогер попробовал множество форматов: озвучка, скетчи, обзор игр. Сейчас же, в основном, это разговорные видео и различные шоу. Например, «Реальная история», где он вместе с Михаилом Кшишковским оспаривают многие факты отечественной истории. Что не было никакого татаро-монгольского нашествия, а Пушкин и Дюма – один человек. И ведь аргументированно доказывают, сложно не поверить. Сначала ты смотришь и думаешь «в смысле? что? да как так? », а потом начинаешь верить. Потому что все он говорит искренне – есть такая черта у Данилы. Поэтому я и обратила на него внимание.

Началось все действительно с мультфильмов. Стебных, иронично-саркастичных. Обо всем. Стеб над собой, стеб над людьми и их качествами. Если проследить тематику видеоблогера, то можно заметить, как юношеский юмор перерастает в сатиру. Сейчас Данила выступает со своими стендапами по стране и шутит, что за них его могут посадить. Очень емкое замечание с его стороны. Смешно и грустно одновременно.

Тут нужно упомянуть о том, как резко Поперечный отреагировал на дело Соколовского. Кто не помнит – это парень, ловивший покемонов в церкви. Хотя суд потом доказывал, что дело не в этом и посадить его хотели за оскорбление чувств верующих. Но суть не меняло, человек посмеялся, жестко посмеялся, и я даже не спорю, что мог быть не прав, но за шутки парню дали условный срок, да еще и добавили в список террористов. Считай, лишили нормальной жизни. На все это у Поперечного вышло несколько роликов. В одном он рассказывал, что было на суде, как все проходило, ведь он туда ездил. Во втором («Обращение к правительству РФ») - размышлял о несостоятельности нашей законодательной системы, о размытых законах и их исполнении. А также просит пересмотреть дело Соколовского. И его поддержали другие контент-мэйкеры.

Но шутки про «посадят» не так уж и шутки. Не думала, что в наше время такое возможно, но Поперечного действительно пытались посадить за его клип «Поп-культура», якобы за все тоже оскорбление чувств верующих. Клип жесткий, песня тем более. Но не зря в дисклеймере написано: «…видео не несет цели оскорбить чувства верующих…». И умный зритель сообразит, о чем идет речь в видео и о ком читается. Рассказывать не буду, лучше посмотрите сами.
Это привело к серьезному конфликту с депутатом Госдумы. На что Данила тоже отреагировал очень здраво, адекватно и, конечно же, с юмором. Но нельзя сказать, что все он сделал правильно. Свойственная ему сатира, а я могу назвать Поперечного сатириком нашего времени, в таких конфликтах – это не лучший способ ответа. Но как умеет.

Вообще он всегда отвечает «хэйтерам». Иногда когда читает комментарии, иногда посвящает этому целое видео. И могу сказать, делает это со вкусом, не изменяя себе. Например, видео «Злобный брат близнец». По «счастливому» совпадению оппонент оказался похож внешне на Данилу, и он не мог не обыграть это в своем ответе. «Меня практически ранит уже, что люди так сильно похожие на меня – так сильно меня ненавидят».

Данила Поперечный не блогер ради видео, ради «хайпа». Он очень много делает помимо своего канала на YouTube. Например, Поперечный – один из основателей портала «Давай лайма» (школы видеоблоггеров). Реальная возможность для тех, кто хотел бы попробовать себя в этой роли. В отличие от нашумевшего «HYPE CAMP», «Давай лайма» не ставит своей целью набрать просмотры и поиздеваться над детьми. А совсем недавно он создал свой «Открытый микрофон». Каждую неделю любой, кто хотел бы попробовать себя в стендапе, может это сделать. Прийти и выступить, а лучший получит денежный приз. Отличная возможность начать карьеру стендапера. Мне кажется, не каждый может вот так делать что-то для других. И нет, я не говорю какой он хороший человек. Просто его творчество выплескивается в какие-то реальные дела. И то, как он отстаивает свое творчество, да и в целом блогинг, достойно уважения.

Я бы сказала, что Поперечный для тех, кто умеет смеяться. Кто адекватно реагирует на черный юмор. То есть не для всех. Может в этом и его проблема – он давно на YouTube, а имеет только миллион подписчиков. Но Поперечный остается Поперечным.

Самарский YouTube-проект #яплакала еще очень молодой – ему чуть больше одного месяца. Однако просмотры уже перевалили за 41 тысячу. Кроме того, они набирают популярность и во «ВКонтакте», и в Telegram. Спросите, с чего бы это?
Идея проекта принадлежит Алексею Зюзину, сценаристу ComedyClubProduction. Хотя если кто-то действительно его знает, то начинал он как актер популярной самарской команды КВН «СОК». Вот и сейчас взял на попечение молодое поколение КВНщиков, доверил им проект, однако, кажется, сути им не объяснил, либо еще сам для себя не понял главной задачи канала.

Инна Вологдина
Журналист, участница КВН
#мыплакали
#яплакала полностью пишется и снимается у нас в Самаре, Алексей лишь смотрит и проверяет готовый результат. Писать не надо, снимать не надо, платить особо тоже. Ведь в штабе, если его так можно назвать, всего четыре автора, да одна действующая героиня в кадре. Просят они немного, а похают знатно.

Ну, что уж там. Поговорим о сути, которой я так и не увидела, хотя очень старалась. Действующее лицо – девушка, которая все время плачет (от смеха) из-за избытка дебилизма в российских и мировых новостях. Мне поначалу хотелось плакать от избытка дебилизма в нотках ее голоса. Однако, долго мучиться не пришлось. Слава богу, создатели проекта подкорректировали её манеру подачи, и слушать стало гораздо легче. Сейчас уже вышел шестой выпуск – стало гораздо интереснее, в отличие от первых роликов, где от незрелости и неопытности, просмотр до конца был невозможен.

На самом деле, как бы мне ни импонировали авторы, проект сам по себе сложен для восприятия. Материал подбирает вполне смешной – это я про сами новости, а не про шутки авторов. А их мне и не хватает, не в бровь, а в глаз, и чтобы со смыслом. Сейчас канал больше походит на баловство или еще один матершинный проект Comedy Club, хотя идея в целом заимствована у Ивана Урганта в коллаборации с ПрожекторомПерисХилтон. И, в отличие от передач центрального телевидения, где юмор я могу назвать довольно высоким, в интернете он пал ниже нельзя.

Мат – это не всегда смешно. Матное слово не заставляет зрителя думать, для среднеестатистического зрителя ругнуться в кадре – уже смешно. А вот если попробовать включить мозг и немного подумать над шуткой? Все? Уже никак? Люди привыкли к шоу, красивым личикам и главное – забыли, как думать. А жаль, ведь в этом проекте есть моменты, которые должны наталкивать на мысли.
Если задуматься, то идея проекта далеко не новая. Разобраться – выйдет немного измененный формат «Вечернего Урганта». В начале блок новостей с шутками, затем забавная реклама, типа не вошедшей в эфир, и в конце интервью с известными блогерами России. В основном, люди из той же тусовки: Стас Давыдов (ведущий канал «This is Хорошо») , Наташа Краснова (КВНщица, победительница Comedy Battle), Семен Молоканов и Мила (КВНщики, ведущие блога «Красавица и Чудовище»), Лев Шагинян (биржа мемов, канал «Дружко Шоу»), Антон Шастун (шоу «Импровизация») и Павел Радонцев (Youtube-проект «Наркоман Павлик»). Пока из всех перечисленных, мне был понятен только один герой. И как бы я не затруднялась с определением амплуа Наркомана Павлика, это будет именно он, просто потому что он единственный, кто хоть как-то связан с Самарой. И логичней стартовать было с него, чтобы аудитория могла понимать от кого идет посыл проекта #яплакала. Но, увы, а может и к счастью, я не автор этого канала. Если быть откровенной, то интервью это наиболее интересная часть, и делает его таковым не работа создателей проекта, а именно гости. Однако иногда манера главной героини задавать вопросы вводит в ступор, и ты невольно видишь ту же Аллочку Михееву (возвращаемся к «Вечернему Урганту»), только с размазанной тушью на щеках.

В целом, проект неплохой, вот только сыроват и скучноват. Но если проделать над ним чуть больше работы, то он будет вполне пригодным для просмотра. По монтажу и съемкам проблем нет. Думаю в будущем, когда ребята наберутся опыта, проект будь популярен не только в тусовке, но и у обычных зрителей YouTube, которые должны составлять основную аудиторию проекта. Просто нужно время.
Типичный пример развития видео-блога с нуля: студент создает канал на YouTube, заливает туда одно, два, а возможно даже и три видео про родной университет. Или про одногруппника. Или про самого популярного преподавателя – неважно про что, главное, чтобы тема была близка, актуальна и интересна потенциальным подписчикам. Затем что-то происходит – наступает сессия, студент вдруг получает диплом и становится ИП, сотрудником компании или официантом, и на блог не остается ни времени, ни сил.

Арина Муштакова
Журналист, общественный активист
Самарский блогинг: рождение клона
Судьба канала «Непродакшн» самарского блогера-студента Тамерлана – редкое исключение: первое видео появилось на YouTube год назад, и, несмотря на то, что Тамерлан также сдает сессию в СГЭУ дважды в год и посещает форумы – регулярно на канале появляются новые видео. Иногда раз в неделю, иногда – раз в два месяца. Вряд ли даже колокольчик-напоминалка спасет ситуацию – есть опасение, что пока выходит новое видео, подписчики могут забыть о существовании канала.

В стройном ряду первых выпусков – типичные «Новости университета», в роли ведущей – студентка СГЭУ. Никакой информационной нагрузки ролики на две минуты не несут, но местные студенты оценили формат – под материалом тысяча просмотров. Новости из серии «чай подешевел на 10 рублей» или «коллектив N заказал толстовки, которые всех бесят» хороши для формата студенческих приколов, особенно если они не претендуют на общегородское признание.
Одновременно с новостными заметками на канале стартуют первые видео-интервью. Герои – все те же одногруппники, сокурсники, которых знает университет. При просмотре появляется ощущение дежавю – где-то мы это уже видели. Тамерлан копирует практически все у Юрия Дудя – манеру поведения, сценарий, даже музыкальные вставки между фрагментами. И все бы ничего, если бы сюжеты сохраняли формат студенческого влога, но не тут то было.

Недавно Тамерлан стал приглашать в студию гостей масштабом покрупнее. Известности каналу добавило интервью с Дмитрием Колчиным, после которого журналисты замучали экс-капитана команды «Сок» вопросами о цензуре в КВН. Следующие выпуски с Владимиром Маркони, Олегом Есениным и Вячеславом Манучаровым оказались менее скандальными, но формат сохранился. Копирование нельзя назвать удачным – Тамерлану не хватает смелости, чтобы достойно подражать своему кумиру, многие вопросы остаются нераскрытыми.
Самарский блогер пока не вступает в споры с гостями, не спрашивает о провокационных вещах, но структура выпусков такая же, как у Юрия Дудя: несколько личных вопросов о жизни героя, аналитический блок и (обязательно!) вопрос про деньги. Разница: рассуждения ведутся на узкую тему – Дмитрий Колчин говорит о КВН, Олег Есенин, Владимир Маркони – о современном телевидении и работе ведущих.

Самарцы начали снимать собственные выпуски – это, бесспорно, замечательно. Особенно когда материал – технически качественный, а гости известны не только студентам одного из городских вузов. Пока не совсем понятно, какой курс взял канал – вероятно, и далее будут появляться медийщики. Вопрос вызывает копирование формата – создается впечатление, что самарским блогерам не хватает креативности и собственных идей, но сделать крутой канал на основе чужой идеи вряд ли получится.
Знал ли ты, что живёшь в «муравейнике»? Задумывался ли хоть раз, что всё, что тебя окружает - это убогая архитектура и отсутствие «человеческой» инфраструктуры? А Илья Варламов знал и не забывает всем об этом ежедневно напоминать у себя в блоге в «Живом Журнале».

Кристина Мельникова
Журналист
Благоустройство по Варламову
Блог под доменом varlamov.ru, начинавшийся под скромным никнеймом zyalt, существует уже нескольких лет и занимает лидирующую позицию в топе ЖЖ. Для читателей блог давно стал источником актуальной и интересной информации, сопровождающейся качественным фотоконтентом. Поэтому вполне объяснимо, что его средняя ежемесячная аудитория составляет порядка 5 миллионов пользователей. Ежегодно примерно по полгода он проводит в разъездах – так он сумел побывать в более полутора сотен стран. Свои впечатления и фоторепортажи о поездках Илья публикует в блоге, а самые яркие из них даже объединил в книгу «Путевые заметки», сопроводив ее словами Анатоля Франса о том, что зачастую «один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».
Помимо путешествий, Варламов совместно с Максимом Кацем занимается развитием фонда «Городские проекты», призванного изучать существующие проблемы и улучшать облик городов на основе достижений современной урбанистики.

Варламов делает большой акцент на отсутствие благоустройства в российских городах, скудную архитектуру, безликость, отсутствие дорог, ведь в некоторых местах только археологи разберутся, когда именно их укладывали. Закинь человека в Ростов или Владивосток – он не заметит подмены. Любимое занятие Варламова – проводить параллель между зарубежными и российскими городами, осуждает последних в узости мышления их жителей и властей, не способных привести в порядок то, что их окружает.
Бесспорно, многие посты Варламова заставляют задуматься и позавидовать практике зарубежья в благоустройстве. Варламов раскладывает по полочкам как должно быть и как этого достичь, не стесняется в выражениях, что заставляет глав городских администраций обливаться холодным потом и нервно сглатывать. Но всё же надо понимать, что в Воронеже не стоит ожидать парижские пейзажи. От этого его видение многих проблем крайне одностороннее и не учитывает интересов и реалий российского общества.

Илья часто говорит о непрактичности современного жилья. Каждый город поражает количеством дышащих на ладан исторических зданий, которые не поддерживают в должном состоянии. Вместо них нас всех ждут муравейники по 20-30 этажей, которые сейчас возводят на каждом углу. Они в скором времени потеряют ликвидность и районы превратятся в гетто. Этажность застройки не должна превышать 4-5-ти этажей, всё остальное должно быть снесено в ближайшем будущем. Варламов считает, что русский путь развития городов отстал от запада лет так на пятьдесят и развития не предвидится. Сравнивая комфортность российского жилья и скандинавской тюрьмы – он однозначно за второе.

Сетуя на скудный новострой, Варламов не раз попадал в неприятности. За резкую критику новых районов Ставрополя Варламова облили зеленкой средь бела дня. А в питерском «Парнасе» он вообще стал персоной нон грата, которого каждый житель знает в лицо и по возможности высказывает своё мнение о «слишком умном» писаке из Москвы. Ни один такой пост Варламова не остается без внимания местных СМИ, которые подогревают ненависть жителей к блогеру. Заслуженно или нет, каждый должен решить сам.

Горячо обсуждают и недавнюю серию постов про детские площадки и благоустройство дворов. Блогер накопил приличную коллекцию фотографий правильного, по его мнению, благоустройства. «По его мнению», потому что других мнений не существует, о чём свидетельствует резкая отповедь любому критику в комментариях. Варламов упорно доказывает, что западная минималистичность и современность детских площадок – это то, чего Россия никогда не увидит. Потолком наших достижений являются типичные «клоунские» площадки, в большинстве своём установленные всем известной политической партией. Уникальностью и разнообразием они не отличаются, как и собственно всё, что нас окружает. Ну, как знать: поставь такие загадочные конструкции в моём дворе, и какая-нибудь соседская бабушка уже давно выбивала бы на них ковры, а дети обходили бы их стороной. Поэтому Варламову надо чаще оставаться в плоскости нашей реальности.
«Такие дела» — это интернет журнал благотворительного фонда «Нужна помощь». Журнал помогает рассказать не только о болезни, положении, состоянии, но и о самом человеке, его жизни — такой, какая в России знакома большинству. Про это не покажут на Первом канале, не расскажут на благотворительном аукционе, не поделятся с друзьями в соцсетях. Здесь ты узнаешь, что людям в стране нужна помощь.

Натела Сулаквелидзе
Фотограф, медиаменеджер
«Нужна помощь», у нас «Такие дела»
У фонда есть цель — повысить уровень благотворительности в России и сделать ее профессиональной: «Можно сколько угодно помогать больным детям, но пока мы не построим благотворительную и общественную систему помощи тем, кто в ней нуждается, на место каждого вылеченного ребенка будет приходить другой, а за ним еще один и еще один, но не будут построены новые больницы, не будут обучены новые врачи и специалисты и не будет функционировать инфраструктура».

Проект не ограничивается Россией. В рубрике «Такая чужбина» можно прочитать о том, как на Кубе незаконно закрываю частный бизнес, и почему в Германии не боятся старости.
В рубрике «Такое будущее» всего семь материалов. Искусственный интеллект, погребение в 21 веке, искусственные нейронные сети и т.д. Темы затрагивают не проблему настоящего, а варианты развития будущего. Какое оно, как повлияет на жизнь.

Вопросы, о которых мы не задумывались или задумывались, но не задавали в рубрике «Такой вопрос». Надо ли бояться корейской водородной бомбы? Как научить детей учиться? Их разбирают со специалистами.

Все рубрики объединяют «проблемные вопросы»: эмигранты, малоимущие, заключенные и др. Журнал «Такие дела» касается тем, которые нуждаются в проработке, но которые обходят стороной.
Темы раскрываются через текстовый материалы — это новости, статьи, лонгриды, сторитейлинг, фотопроекты, видео, интерактивы. Мультимедийность позволяет шире взглянуть на проблемы, взглянуть на важную ситуацию под непривычным ракурсом.

Как работает система пожертвований?

Вместо слезного «помогите», на материалах висит плашка «помогаем». Если навести на нее курсор, высветится сумма, которую уже пожертвовали и сколько необходимо для завершения проекта. Это не призыв, а факт. И мы сами решаем, что с ним делать. Хотим помочь — спасибо, нет — не страшно. Здесь не возникает чувства вины за то, что ты перевел сто рублей или не перевел денег вовсе. А чаще деньги собирают, взывая именно к чувству вины. Например, когда на улице подходят с коробкой, к которой приклеена фотография больного, а внутри копейки; когда между программами включается ролик под лиричную музыку и завершается словами «он тоже хочет играть с вами». В таких ситуациях мы чувствуем себя виноватыми в том, что мы, такие беспроблемные, сидим в теплой кухне, смотрим и не помогаем. Продуктивную работу сайта доказывает собранная сума. На 29 ноября 2017 года собрано 369 256 026 р.

Моя история знакомства с журналом началась с документального интерактивного анимационного веб-проекта «жили|были» ко Дню Бездомного Человека.

В проекте рассказано про погибших бездомных: Лилю, Рому, Эсму, Раису, Женю, которые «любили, боролись, страдали. Они были людьми достойными уважения и памяти».

На первой странице я выбрала анимацию одного из бездомных. После загрузки страницы, анимация начинает двигаться, сопровождаясь емкими абзацами о его жизни. В ушах — звуки переходов, тишина подвалов, писк мышей. В конце, на фоне монотонного видео с панихиды высвечивается надпись: «Ежегодно "Друзья на улице" проводят панихиду по бездомным, погибшим за зиму. На этой панихиде вслух читаются имена погибших. Волонтеры, работавшие с ними, и другие бездомные, вспоминают их. Это важно. Похороны без имени, без памяти о человеке – проявление неуважения. Это показатель разочарованности, неверия в главную ценность цивилизованного общества – ценность человеческой жизни».

Я знаю, что сложно подумать о бездомном на улице. Потому что для большинства это не человек, а собирательный негативный образ. Мы обходим его стороной. Но в журнале «Такие дела» фантом обретает лицо реальное. Хочется помочь, но поздно — его нет.

Истории людей откликаются в душе болью или радостью. О чем нам плакать? О фейковой новости на «Первом канале» о помощи в Сирии или помощи, которая приводит к реальным встречам, на программе «Жди меня»?

«Такие дела» это журнал о жизни, к которой хочется присмотреться, проникнуться, улыбнуться. Так для меня было с документальным роликом про Софию из Самары, которую удочерили в США. Девушка узнала о своей биологической матери, связалась с ней и отправилась в Самару. Здесь не нужно лишних слов, комментариев. Только пару вопросов счастливой и испуганной девочке и заплаканной маме.

Журнал предлагает повестку, которая знакома каждому. И это не отчет о встрече двух президентов, не вывод войск из Сирии и не все то, что мы прочтем в новостной сводке. Это человек. Девиз сайта в трех словах говорит о главном: «вернем в журналистику человека».
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Что станет с серверами через много лет? Куда денется этот океан информации? Все эти переписки о сериалах, фотографии с поездок, выпуски блогов и все прочее. Что Интернет обрастет кладбищами?

Спустя несколько десятилетий какой-нибудь историк будет пролистывать инстаграм бьюти-блогеров, смотреть выпуски BadComedian, читать твиттер умершей звезды и восстанавливать по ним нашу жизнь. И какой она ему покажется? Близкой к его, сумасшедшей, полной предрассудков или веселой и светлой? Кто знает, мы можем жить, подчищать историю в браузере и удалять глупые фотографии, по вечерам залипать над выпуском "ВДудя". И может быть, этот историк, случайно наткнется на эту ссылку, прочтет наши мысли о явлениях рунета и это поможет ему понять, чем мы жили во втором десятилетии XXI века.


Ноябрь 2017
Made on
Tilda