По лабиринтам авангарда
С 26 сентября по 29 октября в галереи «Виктория» открыта выставка «Смех в зале». Ее автором выступил московский куратор Валентин Дьяконов, собравший в одном проекте художников-нон-конформистов, молодых московских авторов и карикатуры на модернизм. В рамках этой выставки 13 октября прошел лекторий Сергея Баландина «Теории авангарда». Арт-критик рассказал об авангардизме и о наиболее ярких его представителях, а также пояснил, как сделать акт продажи произведением искусства.

— Художники, чтобы идти в ногу со временем, должны начать делать что-то другое. Искусство капитализма не заключалось в картинах, которые нужно вешать на стену и молиться на них. Да, нужно идти на завод, нужно идти в массы, нужно раствориться. Искусство художника-эгоиста для потребителей-эгоистов в капиталистическом обществе должно быть другим.

— Вся мощь конструктивизма, супрематизма, абстрактного искусства пошла на создание действующих объектов. Мы можем назвать это дизайном. Для нас дизайн — это искусство, это и есть настоящая форма взаимодействия художника с людьми.

— Художники стали искать прибыль. «Я вам продаю ничто и получаю за это деньги» — это принцип капиталистического авангардизма.

— Кляйн стал рекордсменом по сверхприбыли, когда в 58-ом году открыл выставку под названием «Пустота». Это был пустой зал, около двери стояли солдаты и охраняли вход. Все это привлекало внимание. Когда люди пробивались и попадали в галерею, они не видели ничего, оказывалось, что там ничего нет — пустота. Получается, художник продавал людям «зону нематериальной чувствительности». У него была своя теория о том, что мы все ценим искусство не за краски, не за холст, а за что-то другое. Эта выставка была неким изобразительным перфомансом.

— Цель авангарда — не получить больше, а сделать так, чтобы вы потратили большие деньги на совершенно бесполезную вещь. Авангард — это рынок, в котором все разорены. Это сплошная трата. Вот что такое авангард, товарищи.

Текст и фото: Кристина Посталова
Made on
Tilda