Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 года
К празднованию столетия революции во всём мире готовятся основательно: снимают документальное фильмы, запускают мультимедийные проекты, проводят акции, дискуссируют о причинах и последствиях Октябрьского переворота.

5 октября в Самарском областном художественном музее открылась выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 года». В «Мраморном зале» шумно и многолюдно. Среди посетителей выставки – историки и краеведы Самары, деятели науки и культуры, представители СМИ, люди разных профессий и возрастов, потомки «красных» и «белых» (а чаще, и тех, и других). Всех их объединяет общий интерес к истории.

В экспозицию вошли более ста произведений живописи, графики и скульптуры. С холстов смотрят герои тех дней: ударники производства (А. Самохвалов «Работница»; Г. Ряжский «Девушка в красном»; Н. Краснов «Ударники колхоза им. ХVI партсъезда»), члены партии и вожди революции (И. И. Бродский «В. И. Ленин в Смольном», портрет В. В. Куйбышева).

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Перемещаясь из одного раздела в другой, посетители могут увидеть работы художников разных творческих объединений и стилистических направлений: от мастеров русского авангарда 1910-х и Ассоциации художников революционной России (АХРР) 1920-х годов до членов Союза художников СССР 1980-х гг.
Первый раздел отражает преддверие революции и первые годы советской власти: «Фантастический пейзаж. Эчмиадзин» Г. Якулова, «Город» О. Розановой, «Супрематическая композиция» А. Веснина и другие.

Второй раздел посвящен творчеству членов Ассоциации художников революционной России. На выставке впервые работы В. Костяницына «Маевка», И. Горюшкина-Сорокопудова «Фабрика Красный Октябрь», А. Колосова «Митинг» и другие.

Третий раздел охватывает период социалистического реализма: «В. И. Ленин в Смольном» К. Юона, «Демонстрация на Красной площади» Н. Никонова, портреты И. Сталина в исполнении П. Келина и В. Куйбышева авторства И. И. Бродского.

Четвертый раздел отражает период хрущевской оттепели: «Интернационал» Д. Бисти, автолитографии к «Мальчишу-Кебальчишу» А. Гайдара авторства И. Обросова, линогравюры М. Бедных («Тачанка», «Солдаты Конармии» и др.).

На выставке представлены картины Куйбышевских художников 1960-х – 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны: «Вступление Красной Армии в Самару» В. Кныжова, «1905 год» В. Герасимова, «Самарские комсомольцы 20-х годов» С. Федорова и «Месяц в Горках» Р. Баранова (1979-1980), а также фотографии праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х гг..

Олег Балуев – преподаватель изобразительного искусства Самарской государственной академии культуры и искусств: «Многие работы, которые здесь представлены, очень давно не выставлялись в музее. Их важно увидеть своими глазами. Тема революции очень актуальна. Не имеет значения, сколько лет прошло с тех событий. Люди хоят видеть общечеловеческие ценности. Доярка может книгу не читать, но она подошла к картине и сразу всё поняла».

Дворцовый стиль интерьеров «Мраморного зала» контрастирует с предметами советской эпохи. Звучат песни, написанные в годы советской власти.

«Широка страна моя родная,
много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек», – гулким эхом разносится по этажу музея.

Выставка открыта до 20 ноября 2017 года.

Текст и фото: Дарья Лаврентьева
Made on
Tilda